Загрузка...
Home Магия Магические обряды Народные обычаи и календарные праздники

Народные обычаи и календарные праздникиНародные обряды и обычаи проводились на большом позитиве и при участии всех жителей села.


В январе отмечали: Святки, Новогодние праздники (по старому стилю) и Крещенские дни. В это время делали в магические обряды и обычаи, проделывали определенные ритуалы с зерном, соломой и хлебом. Под Рождество девушки, парни и дети колядовали, ходили по домам и в сам Новый год. Весь период Святок, новогодних праздников и после них девушки занимались гадальными обрядами и обычаями на свою судьбу. Также было обязательно в период Святок нарядиться в кого-нибудь. Можно было нарядиться в старика, гусара, старуху, цыгана, надевать тулупы и шубы наизнанку, обмазываться сажей, также в это время разыгрывали шуточные сценки и смешили народ. В этом процессе проведения обрядов и обычаев принимала участие только молодежь, остальные жители были зрителями.
В период Масленицы, который длился неделю, провожали зиму и встречали весну. Уже начиная с четверга, работать, переставали и начинали шумно праздновать уход зимы, и проводили ритуальные обряды и обычаи. Угощали друг друга блинами, пирогами и оладьями, выпивали, ходили по гостям.
Далее наступал пост, после которого начинали праздновать Пасху. Пасха - это главный православный праздник, который воспринимался как пробуждение жизни и приход весны. В это время проводили следующие обряды и обычаи: красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога и изюма, ходили в церковь, христосовались и обменивались яйцами. Молодежь проводила свои обряды и обычаи, празднуя отдельно, водя хороводы, гуляя по улицам, катаясь на качелях.
После Пасхи отмечали родительский вторник. В этот день нужно также было сделать несколько обрядов и обычаев: сходить на кладбище и помянуть родителей пасхальной пищей. Семик и Троица завершали цикл весенних праздников. Семик отмечали в четверг, а Троицу - в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи. Девушкам в Семик нужно было провести свои обряды и обычаи: пойти в лес, сплести венок из березовых веток и пустить его на воду, распевая при этом троичные песни. Если венок прибивался к берегу, это означало, что скоро девушка выйдет за муж, если он тонул, то это было плохой приметой.
Осенью и зимой проводили посиделки, на которых также проводили обряды и обычаи. Вся молодежь собиралась вечером у одинокой пожилой женщины, незамужние девушки приносили свое шитье, так называемую кудель, сидели и пряли, шили, вязали. Говорили в это время про разные сельские дела, шутили, смеялись, пели песни.
Обряды и традиции приема гостей
К приему гостей в давние времена начинали готовиться заранее, т.к. существовало немало обрядов и традиции – делали генеральную уборку дома и двора. Доставались парадные скатерти, полотенца, праздничные сервизы, которые так долго хранились именно для таких случаев. За всем этим процессом следила хозяйка дома.
Далее были обряды и традиции по приглашению гостей. Хозяин приглашал гостей на праздник. При этом хозяин мог либо сам поехать за гостем, либо послать за ним слугу, в зависимости от того, какой статус гостя. В праздничном наряде гостей встречала хозяйка и приветствовала их длинным поклоном в пояс. Также существовали обряды и традиции по встрече гостей. Гости, держа руки за спиной, как того требовал этикет, по очереди подходили и целовали хозяйку дома. Далее каждый гость должен был снова поклониться и выпить подносимую ему чарку водки.
Далее нужно было соблюсти ряд обрядов и традиции, сидя за столом. Специальным обрядом того, что можно садиться за стол приступать к трапезе, был тот момент, когда хозяйка шла к специальному женскому столу. Праздничный стол стоял под иконами в "красном углу". Около него стояли лавки, приделанные к стене. Сидеть на таких лавках, в то время, считалось более почётным, чем на приставных. В начале трапезы хозяин дома проводил еще несколько обрядов и традиций: подавал отрезанный ломоть хлеба с солью каждому гостю. Это означало, что в этом доме хозяева гостеприимны и хлебосольны.
Свадебные обряды и традиции
Свадьба — это не только соединение двух сердец, но и праздник любви, на котором создается новая семья. В давние времена на свадьбе проводили множество интересных обрядов и традиций. Свадебные обряды имеют место быть и сегодня. Свадебные обряды проходят в несколько этапов. Перед самой свадьбой сначала проходит знакомство молодых, затем смотрины невесты, сватовство, девичник и мальчишник, далее выкупают невесты, венчают молодых, и после всего этого гуляют на свадьбе.
Но кроме этих свадебных обрядов и традиций есть еще более «древние» обряды. Это такие, как передача обручального кольца из поколения в поколение. Также свадебные обряды зависят и от категории населения и от местности.
Выкуп невесты
Одним из самых древних свадебных обрядов является выкуп невесты. Это самое веселое и забавное зрелище во всем процессе свадьбы. Жених, приезжающий за невестой вместе со своими друзьями, должен был из родительского дома выкупить невесту. Сначала жених проходит ряд небольших обрядов и традиций, поле чего и начинается торг за невесту. Платой за невесту могло служить все, что было у жениха. Существует еще несколько обрядов и традиций, например, перед тем, как жених должен увидеть невесту, ему предлагают положить на поставленное перед ним блюдо самое ценное, что у него есть. Жених в этом случае может положить обручальные кольца, но верным вариантом является встать или сесть на эту тарелку, т.к. самым ценным для невесты будет являться ее муж.
Далее идут свадебные обряды и традиции, один из которых, например, обряд осыпания молодых. Суть его в том, что на выходе из ЗАГСа, молодых осыпают деньгами, конфетами и зерном.
Затем идет свадебный обряд встречи молодоженов родителями с хлебом и с солью. Родители мужа встречают молодоженов хлебом, который молодая пара должна разделить между собой.
Самым романтичным свадебным обрядом является танец молодоженов. В эти минуты танца молодожены дают волю своим чувствам. Танец делается еще более романтичным и красивым, когда в это время молодоженов посыпают лепестками роз.
Еще одним свадебным обрядом является кража невесты или ее туфельки. Кем-то из гостей, когда невеста не находится в поле зрения, производится кража самой невесты или ее туфельки, после чего и производился выкуп. При этом данный свадебный обряд должны были производить только шафер и его подружка. Они выполняли множество конкурсов, чтобы вернуть невесту или ее туфельку на место. На них и лежала ответственность за невесту в этот день. На второй день свадьбы проводили свадебный обряд целования сковороды и распитие алкоголя из туфельки невесты. Этот свадебный обряд проводился среди опоздавших гостей, которые должны были поцеловать сковороду или заплатить дань. Далее опоздавший гость должен был выпить какой-либо алкоголь из сковороды.
Обряд венчания
Очень серьезный и важный шаг для молодых - это обряд венчания. На него решаются раз в жизни. Обряд венчания - это обряд, в ходе которого молодые становятся супругами навеки перед Господом и благословляются священнослужителем. Сначала происходит обряд обручения. Этот обряд может происходить и отдельно от обряда венчания.
Священнослужитель надевает на пальцы молодоженов заранее освященные кольца - это знак неразрывности и вечности брака - в знак твердости их намерений. Далее в обряде венчания священник читает молитвы, в которых он просит для молодых верную любовь, твердую веру, единомыслие в истине, непорочную жизнь и благословляет их на рождение детей. Далее молодых венчают. Священнослужитель уточняет у молодоженов: насколько свободно они вступают в брак, не связаны ли они какими-либо отношениями с другими? Затем в обряде венчания священник на головы молодых возлагает венцы. Это является знаком победы над трудностями и напоминает молодым о долге хранить верность. После этого обряд венчания подходит к концу.
Далее читается Евангелие, Апостол, Молитва Господня. При этом новоиспеченные молодожены пьют три раза вино из общей чаши - это знак в дальнейшем поровну делить и радость и горе. После этого в процессе обряда венчания пара три раза обходят аналой - это знак прочности брака. Молодым необходимо перед венчанием исповедаться и причаститься. При этом нужно воздержаться от интимных отношений, если такое уже имели место быть. Также нужно заранее приобрести обручальные кольца, венчальные свечи, которые являются знаком пламенной и чистой любви, а также символом Божьей благодати и целомудрия. Также для обряда венчания нужны белые полотенца, символизирующие чистоту брака. И, конечно, нужно купить иконы Божьей Матери и Спасителя.
Также в процессе обряда венчания могут быть использованы старые семейные иконы.
В обряде венчания запрещено участвовать тем, кто заключает четвертый и пятый брак; тем, кто вступает в брак, являясь родственниками; тем, кто считает себя атеистом и пришел венчаться под давлением родителей; тем, кто не крещен; тем, кто еще состоит в браке; тем, кто являются крестными родителями одного ребенка; тем, кто дал обеты и принял священный сан. Также не венчают тех, кому нет 18 лет, людей с психическими расстройствами и тех, кто вступает в брак недобровольно.
Обряд сватовства
После того, как жених получил положительный ответ от девушки на предложение руки и сердца, он приходит в семью своей избранницы для совершения обряда сватовства. Девушка заранее выбирает время прихода и подготавливает морально своих родителей для обряда сватовства. Жених должен обязательно принести по букету для невесты и ее мамы, а также подарки ее родителям. Если жених в процессе обряда сватовства появляется в доме невесты в первый раз, то он должен показать с лучшей стороны, чтобы у родителей сложилось о нем хорошее впечатление. Девушка в обряде сватовства сначала представляет своих родителей родителям жениха, а затем и самому жениху. Рассказав о своих намерениях и искренних чувствах, жених в процессе обряда сватовства обращается с предложением руки и среда к родителям девушки. Далее слово за родителями девушки. Они могут принять или не принять молодого человека в свою семью, соглашаются на брак, соединив руки молодых, или отвергают его.
В давние времена все свадебные расходы на обряды сватовства ложились на плечи семьи жениха, сейчас же эту ответственность семьи могут распределять между собой либо поровну, либо исходя из средств семей. Бывают такие случаи, что молодые сами берут на себя все свадебные вопросы в процессе обряда сватовства и затраты на само торжество полностью и без посторонней помощи.
Издавна обряд сватовства считался очень важным для молодых, поэтому для его успешного проведения необходимо было выполнить несколько обрядовых действий и предосторожностей. К примеру, проведение обряда сватовства в среду и пятницу считалось плохой приметой, т.к. эти дни были не благоприятны для брака. Также не проводили сватовство и свадьбу в 13-х числах, А такие числа, как 3, 5, 7 в свадьбе и сватовстве считались счастливыми и играли определенную роль. Далее будущие супруги после обряда сватовства объявляют о помолвке и выбирают дату свадьбы.
Религиозные обряды
Множество религиозных обрядов, обычаев и традиций хранит в себе с давних времен праздничное застолье. Религиозные обряды имели одну особенность - все эти праздники были семейными. При этом вся семья собиралась за столом. Сдержанным и строгим был застольный этикет. Разговоры в период религиозных обрядов велись за столом серьезные и добрые и сидели чинно. Запрещались разгул и пьянство в постные дни. Перед началом любого религиозного обряда необходимо было помолиться. Еда, приготовленная с молитвой, всегда удавалась. И считалось молитвы, произнесенные до и после приема пищи в процессе религиозного обряда и обращенные к Богу, Пресвятой Богородице, Пресвятой Троице, Честному Кресту, приносили успокоение, здоровье и радость.
На православном праздничном столе в процессе религиозного обряда были традиционные блюда, которые соответствовали отмечаемому празднику. Ритуальные блюда предназначались специально для них и готовились только раз в году. Стол в период религиозного обряда и православных праздников всегда был богатым и обильным. На стол всегда выставляли самую лучшую еду как в зажиточных, так и в бедных семьях. Для религиозного обряда заранее покупались разнообразные вкусности и хранились в домашних кладовках. Для каждого праздника был определен перечень блюд, которые должны быть на столе. Сразу выставлялись на стол многие блюда и напитки.
Обязательным условием в процессе религиозного обряда было попробовать абсолютно все блюда, которые стоят на столе. Оформлению стола также уделялось большое внимание. Стол накрывали вышитой красивой белоснежной скатертью и сервировали лучшими сервизами. Также ставили на стол цветы, бумажные ленточки, веточки зелени, гирлянды. Символом религиозного обряда и обязательным атрибутом праздничного стола являлись свечи.
Обряды народов
Множество традиционных народных праздников имеют своей неотъемлемой частью славянские языческие обряды народов и ритуалы. Любой обряд народов и ритуал – это серьёзное сакральное действо, отдающее дать нашим предкам и требующее очень серьёзного подхода и подготовки, как теоретической, так и практической. Только ведающий человек может проводить любые обряды народов и ритуальные действия. Если одни из обрядов народов будут проведены неправильно, то это приведет к тому, что нужный результат не будет достигнут, что может непредсказуемо сказаться на здоровье и судьбе человека.
Древние обряды
Древний обряд по обращению в славянскую веру проводился жрецами и назывался имянаречение. При принятии нового имени человек будто бы рождается заново. Когда у человека есть определенные сомнения при выборе жизненного пути, то лучше отложить проведение данного обряда до развенчивания этих сомнений или спросить волю Богов. На древний обряд имянаречения сильно похож обряд раскрещивания. Хотя подобная схожесть есть только при первом взгляде. Это обусловлено тем, что у этих древних обрядов разные цели. Очиститься от чужой веры можно при раскрещивании, в этом отрёкающемуся человеку помогает жрец. А вот встать под защиту и покровительство Богов, обрести веру можно при имянаречении. Оголившись по пояс, нарекаемый берет с собой старую рубашку и три нужных предмета, затем у капища становится на два колена. Нужно до начала древнего обряда снять крест и положить его за пределы обрядового круга. Древний обряд завершается после того, как жрец размыкает круг, вынимает нож из замка и поздравляет прошедшего обряд человека с завершением древнего обряда.
Воздействию нечистой силы подвергался и древний обряд перед строительством дома. Поэтому с этим комплексом у древних славян было связано множество ритуальных действий и древних обрядов, которые могли помешать этому неблагоприятному воздействию. Особую опасность представлял процесс переезда в новую избу и начала жизни в ней. Для начала древнего обряда искали хорошее место для дома и запасались строительными материалами. Зачастую выбранное место проверяли на пауке. Брали чугунок с ним и, если он в течение ночи начинал плести паутину, то место считалось хорошим. В некоторых случаях в процессе древнего обряда на выбранном участке делали небольшую ямку и ставили туда посуду с мёдом. И если в ней за ночь оказывались различные букашки, то считалось место счастливым. Также, чтобы выбрать наиболее удачное место для стройки, на участок выпускали корову и ожидали, пока корова устанет и ляжет на землю. Где корова ложилась, там и начинали строить дом. В том месте, где были найдены кости или кто-то в процессе стройке ранил руку или ногу, будущий дом никогда не ставили.
Постриги, или как их еще называли пострижины - это древний языческий обряд, в процессе которого семилетнему ребенку постригали волосы, что означало выход его из опеки матери и переход под опеку отца. Постриги чаще всего проводили ранним солнечным утром. Для осуществления языческого обряда необходимо были: знак старейшина, нагрудная повязка; табурет для ребенка; белая рубашка; ножницы, лежащие на подносе и которые держал Воевода; живой огонь; подарок от отца ребенку; чарка для меда; музыкальные инструменты, называемые гудьцы и другие обрядовые предметы. На протяжении всего языческого обряда все его участники стояли. Ребенок садился на стул, старейшина брал ножницы с подноса, срезал ими пучок волос и предавал их огню. Затем ребенок вставал, а старейшина объявлял о посвящении ребенка во взрослую жизнь. После этого все вставали и по знаку старейшины пели гимн.
Братина (сосуд) являлась чуть ли не самой важной частью почти каждого языческого обряда, игрища, обряда и пиршества. Ею на празднике распоряжался жрец со своими помощниками или как их еще называли обавниками и обавницами. Братина изготавливалась из липы. Имела круглую форму и две ручки. Расписана она была славянским резным узором и символикой. Вмещалось в нее где-то около одного литра. На языческом обряде братину всегда пускали по кругу, по солнцу, чтобы люди смогли не только выпить, но и богов прославить, соблюдая при этом очередность. На зачине это дает чувство локтя и ведет к сплачиванию людей. В братину обычно наливают обрядовый напиток: медовая сурья, квас, молочная и травяная сурыня, хмельное пиво, вино пригожее. Главное в языческих обрядах тут не в крепости напитка, а силе единства, которое поглощается с помощью братины. Обрядовые напитки изготавливали обычно чаровники и знахари. Готовились они из разных трав, винограда, меда, квасов. "Братчина" в переводе с древнерусского языка означало – языческий обряд, празднество, которое устраивалось в складчину, то есть общественный праздничный пир. Она была приурочена как к крупным годовым праздникам, так и к окончанию сбора урожая. Также братчина совпадала с языческими обрядами, когда почитали верховных Божеств.
С приветствия Хозяина бани всегда начинался языческий банный обряд. Его еще называли Банником. Это своего рода настраивание на лад банной среды, заговор пространства и среды, в которой и проводился банный обряд. После того, как прочли этот заговор-приветствие, на каменку наливали ковш горячей воды и разгоняли пар от нее веником или полотенцем круговыми движениями по всей парилке. Так создавался лёгкий пар. А банный веник называли господином бани или самым главным в языческих банных обрядах. Существовали даже особые пословицы на этот счет: "Банный веник и царя старше, коли царь парится"; "В бане веник дороже денег"; "Веник в бане всем начальник"; "Баня без веника - что стол без соли".
Существовал еще один народный обряд - погребальный обряд, называемый "Звёздный Мост ". Таким образом, славяне проводили мост между Явью и Навью, между миром живых и миром мёртвых. Пройдя по этому мосту, душа человека попадала в мир иной. В древних народных обрядах упоминался чудесный мост. По такому мосту могли пройти только души добрых, честных, мужественных и справедливых людей. Тот, кто не отличался этими качествами проходил ряд испытаний, чтобы пройти по этому мосту. Во время народного обряда похорон тело умершего помещали на похоронную краду. В переводе со славянского "крада" - это погребальный жертвенный костёр. Костёр имеет высоту до плеч человека и чуть выше и имеет форму прямоугольника. Гроб имел форму ладьи, нос которой ставили на закат. Внутри костер набивали соломой и сухими ветками для лучшего горения. Покойника во время народного обряда одевали в белые одежды. Закрывали белым покрывалом, помещали в домовину подарки и похоронную пищу. Ноги покойника должны были быть помещены на запад. Затем старейшина поджигал краду, оголяясь по пояс и стоя спиной к костру.
Воинов у древних славян поминали по-особому, и этот народный обряд назывался тризна. Он состоял как не странно из плясок, игр и соревнований в честь покойного, далее проходили поминальные пиршества и умершего оплакивали. В настоящее время этот народный обряд получил название "поминки". В процессе этого обряда обретается душевное спокойствие. Как живыми, так и умершими, происходит благотворное взаимодействие и духовная взаимопомощь между ними.
В земледельческом цикле есть самый важный народный обряд - жатва. В процессе проведения обрядов, которые сопровождают жатву, выделяют зажинки - начало жатвы - и обжинки, дожинки - конец жатвы. Для того, чтобы отблагодарить мать-землю проводились жертвенные обряды проводились в благодарность за хороший урожай. Для обеспечения будущего рода и возвращения плодородия проводили множество народных обрядов. Перед началом жатвы выбирали зажинщицу. Это женщина, которая славилась здоровьем, ловкостью, силой, проворством и лёгкой рукой. Избранная женщина тщательно готовилась к зажину: убиралась в доме, мыла лавки, стол накрывала скатертью. После этого она мылась сама, одевалась в чистую одежду и шла в поле поздним вечером. Чтобы жатва шла успешно и быстро, зажинщица торопилась к месту работы и шла без остановок; после того, как она приходила, она снимала с себя верхнюю одежду и начинала жатву; после окончания работы она быстро возвращалась домой. В некоторых случаях начало жатвы совершалось в тайне: зажинщица незаметно шла на своё поле, а когда уже шла домой, то в селе было известно, что жатва началась, и на следующее утро все село начинало жать.
Очень серьезным языческим народным обрядом являлся обряд кровного братания. Смысл этого обряда таков: два воина с помощью клятвы верности и крови. Мужчины сначала давали клятву в верности друг другу до смерти и стояли в бою друга за друга до конца.Затем они режут себе левые руки раскаленным на огне ножом или каждый своим. В глубокую чашу, где находится хмель, наливают струи крови и смешивают в единое питие, затем свои раны подносят друг к другу и крепко сжимают. Затем старейшина, который проводил обряд, читает своё речение. После этого народного обряда старейшина дает выпить каждому нареченному брату по половине чаши, далее мужчины крепко обнимаются, тем самым подтверждают кровное братство.
Многие весенние обряды очищают физически и духовно тех, кто в них участвует. Подобная традиция имеет связь со многими небесными кармическими процессами. При этом будто земля сама обновлялась, омывалась небесной водой и очищалась.
Богиня Анунитум - это славянская богиня плодородия и любви. Она покровительствовала обильным урожаям, благоприятной семейной жизни в весенние обряды. Это богиня имела аналог в Вавилоне в виде богини Иштар либо шумерской Инанны. Также это богиня олицетворяла планету Венеру, которая ассоциировалась у славян с пятницей. В нашем славянском пантеоне эта богиня носила имя Макошь. Так Макошь, дарующая земле и людям очищение, покровительствовала особенно ранней весной земле в период весенних обрядов.
Созвездие так называемой Великой Ласточки, которая являлась священной птицей. Это созвездие богини Лады, которая шла следом за Макошью в небесном зодиаке, а ласточка была ее священной птицей. Лада покровительствовала матушке-земле в апреле и в мае. С помощью снега и талой воды проводили множество весенних обрядов очищения.
При замерзании вода меняет свою структуру. Такая структура является чистым листом бумаги. На такой лист можно с легкостью записать любую информацию. Таким образом, на снег или талую воду в весенние обряды читали -«записывали» в древности свои хотения и пожелания с помощью заговоров древние славяне. Заговаривали в весенние обряды на красоту, на здоровье, на любовь, на исполнение желаний и на успех в работе. После чего, когда талую воду выпивают, она, попадая в организм в период весеннего обряда, насыщает весь организм целиком.
В настоящее время ряд обрядов и обычаев потеряли свой истинный смысл, и сейчас многие люди доверяют глазам, а не воле духов.