Заикание у детей вызывает у родителей беспокойство. «Ребенок заикается – может, мой ребенок болен? А может он это перерастет? Что будет, если он таким и останется?» – родители переживают и часто по незнанию совершают ошибки, которые вместо того, чтобы помочь ребенку перестать заикаться, только усиливают заикание, которые с довольно естественной фазы развития становится привычным заиканием и начинает фиксироваться.
Откуда берется заикание у детей и как помочь своему ребенку?
Заикание возникает в три этапа жизни малыша – самое ранние развитие заикания может появиться между 2-3 годами жизни. Еще одним трудным периодом является возраст 6 лет, когда ребенок готовится пойти в школу. Заикание может также возникнуть в период полового созревания. Причины заикания у детей являются неоднозначными, поэтому невозможно определить один, способствующий заиканию фактор. Чаще всего заикание является результатом нескольких переменных:
- • Наследственные склонности – особенно, если ребенок воспитывается с человеком, который заикается. Заикание может вызвать подражание ребенком речи отца или бабушки;
- • Задержки развития речи – в результате ребенок хочет сказать больше, чем он в состоянии, что и приводит к дефектам речи и заиканию;
- • Стрессовые ситуации, травмы – травма, психический шок могут привести к ситуации, в которой ребенок теряет ощущение стабильности и безопасности;
- • Искусственное приучение ребенка с левши на правосторонние действия;
- • Большие требования по отношению к ребенку, обращая внимание на его дефекты речи – ребенок, пытаясь все больше и больше радовать родителей, под влиянием напряжения, начинает заикаться.
Совпадение нескольких факторов из приведенного выше списка, повлечет то, что появление заикания будет более вероятным.
Прежде чем мы, как родители, начнем беспокоиться заиканием нашего ребенка, стоит понимать, что в большей части случаев, это переходный процесс. Заикание у ребенка проходит само собой по мере развития его речи и увеличения словарного запаса. Считается, что у 80% детей, заикание проходит без какой-либо внешней помощи. Конечно, это не значит, что, заметив трудности с разговором не нужно помогать своему ребенку, – чем раньше мы начнем помогать ребенку, тем легче он справится с проблемой.
Как помочь ребенку, который заикается?
Прежде всего, подумайте, что могло привести к появлению трудностей в речи – если в семье есть кто-то, кто заикается? Имеет ли ребенок с такими людьми контакт? Или может быть, в жизни ребенка произошло недавно что-то важное, что могло его испугать или обеспокоить? (Иногда достаточно даже обычного шлепка или визита Санта-Клауса, которого ребенок может испугаться). Если таких ситуаций нет, то есть большая вероятность того, что нарушения речи имеют исключительно развивающий характер, возникающий в результате неполного запаса речи, из-за чего ребенок не может полноценно выразить свои желания.
Ни в коем случае нельзя обращать внимание ребенка на то, что его речь неправильна. Ребенок этого не осознает, а осознание только того что он „не такой, какой должен быть” только ухудшит дело. Мы не должны говорить так: „не заикайся”, или „говори медленнее, потому что ты начинаешь заикаться”, не даем „добрых советов” типа „не нервничай, потому что ты начинаешь заикаться, успокойся”, не поправляем ребенка. Такое поведение может привести к постоянным изменениям. Не стоит также говорить о проблемах ребенка, думая, что он ни чего не понимает, или не слышит наших разговоров с другими взрослыми. Плохим методом является также награждение ребенка за правильно произнесенные фразы – это может оказаться для ребенка выгодой, благодаря которой он будет исправляться временно, чтобы потом получить похвалу за правильную речь.
Ребенок заикается - что делать?
Учить ребенка правильной речи через опыт. Ребенок имитирует наш способ говорить, поэтому будем говорить чуть медленнее, чтобы его темп речи также был ниже. Стоит также в общении с ребенком использовать простые и короткие фразы – ребенок тогда будет также использовать и более простые предложения, и ему будет легче сохранить беглость речи. Также стоит работать над развитием речи – это можно делать, в том числе для удовольствия. Такие действия, как дутье, например, мыльных пузырей, пение, произношение веселых звуков, имитирующих мурлыканье кошки или хрюканье свинки. Уделяйте также внимание самооценке ребенка – возможно заикающегося ребенка, идущего в детский сад или школу, высмеивают другие дети. Результатом может быть не только закрепление заикания, но и выход ребенка из контакта со своими сверстниками, увеличение агрессии – если ваш ребенок заикается, будьте отзывчивы на такого рода сигналы.
Не стоит недооценивать заикание. Если вы заметили у ребенка дефекты речи, которые сохраняются длительное время, лучше сразу обратится за помощью к специалисту – логопеду.