Загрузка...
Home Звезды Звездные истории Мистер Бин - Роуэн Аткинсон

Мистер Бин Роуэн АткинсонМистер Бин Роуэн Аткинсон

Роуэн Аткинсон хмур, молчалив, живет в загородном доме; избегает как может светские рауты и вообще ведет крайне уединенный образ жизни. А как не уединяться? Если Роуэн Аткинсон придет в ресторан; посетители, забыв о меню, разинут рты в надежде, что их кумир подавится вином, сунет в карман бифштекс или хотя бы сядет мимо стула. Если - в церковь, молящиеся перестанут молиться, боясь пропустить момент, когда у него выпадет изо рта жвачка или как минимум расстегнется ширинка. Профессиональные издержки... Уж коли ты сделал миллионы на балаганном юморе; ценимом со времен Средневековья, то и не рассчитывай на реакцию публики, отличной от средневековой.

 

Роуэн Аткинсон биография или мистер Бин биография.


Скошенный подбородок, мелкие черты, крупный нос - природа наградила Роуэна Аткинсона аристократическим лицом подлинного вырожденца. В нем так же отчетливо, как и в лице принца Чарльза, угадываются уходящие в глубь веков многочисленные браки кузенов с кузинами. Правда, в отличие от принца Чарльза, физиономия Аткинсона удивительно пластична.

Так что если предки кровосмесительными фривольностями и подложили Роуэну свинью, то он научился ее продавать и отлично на том зарабатывать. Хотя тема заработка никогда перед ним остро не стояла. Роуэн Себастьян Аткинсон родился в богатой фермерской семье. И пусть хозяйство находилось в сельской глубинке (самый север Британии, графство Дарем), у папы было достаточно не только средств, но и связей, чтобы пристроить всех троих сыновей в престижнейшие учебные заведения.

Скажем, однокашником Роуэна в школе был Тони Блэр, будущий премьер-министр Англии. И старший брат Роуэна Аткинсона, Родни, тоже ныне парит в сферах большой политики. После закрытой частной школы логично последовал Оксфорд. Там Роуэн Аткинсон собирался получить (и таки получил!) такую респектабельную и солидную специальность, как инженер-электротехник. Еще он страстно увлекался автомобилями, был помешан на них с детства и даже сдал на права води теля грузовых автомобилей и автопоездов. Притом что с папиными деньгами карьера дальнобойщика Аткинсону-младшему никак не грозила.
В общем, все было очень серьезно и никакой комедией не пахло. Если, конечно, не учитывать любительские шуточки, которые двенадцатилетний Роуэн откалывал в школьной раздевалке.

Однако в Оксфорде с Роуэном Аткинсоном случилось то же самое, что и с Хью Лори в Кембридже. Его соблазнил, закрутил, увел и обворожил местный студенческий театр. Роуэн Аткинсон (как и Лори) нашел здесь единомышленника и соавтора на долгие годы. Аткинсон (как и Лори) полным новичком тоже смело шагнул на комическую стезю - и ощутил ее как родную. Наконец, Аткинсон (как и Лори) ни одного дня по полученной профессии не работал - потому что студенческие капустники и любительские фестивали быстро переросли в чес по стране со скетчами и пантомимами. мистер Бин биография.

Это, кстати, весьма интригует: Оксфорд и Кембридж, не имея ни малейшего отношения к актерскому ремеслу, дали Британии большее количество комиков, чем иной театральный вуз. Питер Кук, Дадли Мур, вся шестерка участников знаменитой комик-группы «Монти Пайтон», Стивен Фрай, уже упомянутый Хью Лори... Просто удивительно, на какой несерьезный лад настраи-
вают студентов два самых старинных британских университета!

Биография мистера Бина В 1978 году Аткинсона пригласили в сериал «Недевятичасовые новости» на Би-би-си, команда которого пародировала все имеющиеся новостные программы. Ему было всего 23 года, а он как участник сериала уже словил две солидные награды. Потом последовали приглашения в другие аналогичные шоу, полные зубоскальства. В общем, карьера Аткинсона вверх не шла, а скакала вприпрыжку. Призы с наградами сыпались дождем. Но главного персонажа своей жизни он еще только нащупывал.

 

Биография мистера Бина.

Кого пародировать? Такой вопрос никогда Роуэна Аткинсона не ставил в тупик -всех и вся. Разделавшись с современными новостями, он взялся перетряхивать историю Англии. Так родился граф Эдмунд Блэкэддер - вымышленный сын вымышленного короля Ричарда Четвертого, главный герой сериала «Черная гадюка». Безо всякой машины времени Эдмунд Черная Гадюка объявлялся то в одной, то в другой эпохе - от Средневековья до времен Первой мировой, и бесцеремонно вмешивался в судьбоносные для Британии события, переворачивая их с ног на голову.

Роуэн Аткинсон не только сыграл главного героя, но и вместе с соавтором Кертисом написал несколько первых сценариев, с удовольствием обсмеяв как родную историю, так и родные «истинно британские ценности». Персон нон-грата для этих юнцов не существовало: досталось и церкви, и монархии. Вот один из диалогов:

Эдмунд: - Что это?
Перси: - Косточка из пальца нашего Господа. Она обошлась мне в 31 сребреник.
Эдмунд: - Боже мой! Она настоящая?
Перси: -Да, милорд. Ты удивлен, Болдрик?
Болдрик: - Да. Я думал, что они поставляются только в коробках по десять штук.

Вот еще пример:

Королева: - Архиепископ Кентербе-рийский - очень непослушный мальчик, чью попу мне приходилось шлепать за то, что он справлял нужду в купели.
Ричард IV: - Это было давным-давно.
Королева: - Это было в прошлый четверг.

И еще:

Королева Виктория: - Мы, королева Виктория...
Болдрик: - Что, все трое?

Сериал пользовался огромным успехом - хотя юмор в нем нередко балансировал на грани фола. Порой он был совсем безобидным:

Блэкэддер: - Скажи мне, молодая карга, это ведь Putney?
Молодая карга: - Да будет так! Да будет так!
Блэкэддер (исправляя): - Да так оно и есть, а не «да будет так». Не обязательно разговаривать со мной на этом дурацком языке. Я не турист. Я ищу информацию о Мудрой Женщине.
Молодая карга: - Мудрая Женщина! Мудрая Женщина!
Блэкэддер: - Да, Мудрая Женщина.
Молодая карга: - Две вещи, милорд, должны вы знать о Мудрой Женщине.
Блэкэддер: - Да?
Молодая карга: - Первое - она... женщина!
(Блэкэддер закатывает глаза в раздражении.)
Молодая карга: - И второе - она...
Блэкэддер: - Мудрая?
Молодая карга (нормальным голосом): -Стало быть, вы ее знаете!

Но нередко этот юмор скатывался до сортирного уровня:
Блэкэддер: - Теперь, Болдрик, сделай мне кофе, и на этот раз сделай его вкус чуть менее похожим на грязь.
Болдрик: - Боюсь, это не так просто, сэр.
Блэкэддер: - И почему же?
Болдрик: - Потому что это грязь. Кофе у нас закончился тринадцать месяцев назад.
Блэкэддер: - Блестяще! То есть каждый раз, когда я пил твой кофе, эти тринадцать месяцев я на самом деле пил горячую грязь?
Болдрик: - С сахаром...
Блэкэддер: - Что существенно меняет дело.
Болдрик: - Ну, если бы у нас был сахар, но он закончился в канун нового 1915 года. С тех пор я использую заменитель сахара...
Блэкэддер: - ...и это?..
Болдрик: - ...перхоть. Но я могу добавить молока на этот раз - то есть слюны.
Блэкэддер: - Нет, спасибо, Болдрик. Можешь считать меня слишком разборчивым, но я думаю, что откажусь.

И наконец - до совсем площадного:
Блэкэддер: - Болдрик, я хочу, чтобы ты пошел и купил индейку - такую большую, как будто ее мать трахал омнибус.

Однако английская публика потребляла все эти шуточки оптом, без разбора и с огромным удовольствием. В итоге сериал продлился с 1983 по 1989 год и вошел в список «100 величайших британских телевизионных программ», составленный Британским институтом кинематографии.

Совсем иначе отнеслись к Роуэну Аткинсону в Америке. Он поехал туда с сольными выступлениями в 1980 году, но они продлились не так долго, как планировалось. Прервала их разгромная критика, возмущенная пошлостью и туалетным юмором аткинсоновых скетчей. Причем крестовый поход против начинающего комика возглавила самая влиятельная газета Америки - New York Times.

Что ж, он быстро смотал удочки и вернулся на родину. Но «туалетные наработки» не выкинул, а рачительно приберег для отечественной, куда более невзыскательной публики. Именно шутки, заклейменные американскими критиками, и легли потом в основу «Черной гадюки», где имели большой успех. А кое-что залежалось подольше - и попало уже в «Мистера Бина».

Впоследствии, когда этот персонаж завоевал весь мир (и американского зрителя в том числе), критики придумали для творений Аткинсона куда более сдержанный термин - «физиологический юмор». А что им еще оставалось?


Тошниловка с любовью

Рождение мистера Бина было не моментальным, а растянувшимся на годы событием. Что неудивительно: у мистера Бина все запоздалое. Вот и в умственном отношении он застрял на уровне ребенка - довольно противного, но такого уморительного в своих неприкрытых желаниях завладеть всем, что понравится, и всегда делать только то, что хочется.
«Впервые он дал о себе знать еще тогда, когда я учился в Оксфордском J университете и в студенческом театре меня попросили показать что-нибудь короткое для оценки моих способностей. На вопрос - «вы сделаете это прямо сейчас?» - я ответил утвердительно и начал импровизировать, так как никогда в жизни не писал текстов заранее. Встав напротив зеркала, я оглядел себя. Пиджак с кожаными заплатками на локтях, брюки лучше поддеть, чтобы выглядели нелепо. В тон костюму я скорчил забавную рожу. Это и был, в сущности, придуманный второпях за несколько минут прототип нелепого, но милого мистера Бина, постоянно бормочущего себе под нос что-то совершенно непонятное».

Позже Роуэн Аткинсон отточил этот персонаж, демонстрируя его в автофургоне двум друзьям, Кертису и Гуделлу, с которыми отправился на ежегодный театральный фестиваль в Эдинбурге. Они добавили забавных моментов в образ инфантильного и полоумного, но обаятельного в своей наивности придурка. И опять на какое-то время мистер Бин остался лишь замыслом, комичным мыслеобразом, выпущенным в информационное поле Земли и барахтающимся там в подвешенном состоянии в ожидании востребованности.

Только через десять лет после провала в Америке и успешной комической деятельности в Британии у Аткинсона дошли руки до нового персонажа. Первый выпуск «Мистера Бина» вышел 1 января 1990 года и справедливо считается его днем рождения. С тех пор вот уже два десятка лет этот образ бешено любим по миру. Сборник коротких телевизионных новелл, запущенный в эфир Thames Television, за это время превратился в неслабый «франчайз» - на сегодняшний день в активе Бина, помимо вышеупомянутого телесериала, насчитывается два полнометражных фильма и большой сборник мультфильмов.

Тут, как и в «Черной гадюке», забавное соседствует с тошнотворным, хороший юмор - с юмором в лоб, легкая ирония - с тяжеловесными сортирными шуточками. С одной стороны, мистер Бин - персонаж цельный и трогательный. Когда он укладывает спать плюшевого медвежонка, фактически единственное родное существо, когда неуклюже ухаживает за девушкой, когда решает бытовые проблемы самыми алогичными способами, он комичен и симпатичен. И слова Аткинсона, что главный закон немой комедии - ее главный герой должен быть асоциален, асексуален и трогательно наивен, - попадают в мистера Бина словно в яблочко. Не зря иные критики сравнивают его с чаплиновскими персонажами: этот щуплый неловкий человечек также вызывает хохот пополам с жалостью.

Но когда мистер Бин распихивает сырой фарш по пепельницам, сахарницам и чужим сумочкам, а также выплевывает его за пазуху ресторанному скрипачу, когда сморкается в свой карман, а потом запускает туда обмусоленную конфету, когда бьет кулаком по пакетику, заполненному рвотой, - смешно лишь тем, кто выкидывал похожие дебилки в пионерском лагере. А нормальным людям это просто противно. Между тем число таких гэгов - с ноздрями, забитыми попкорном, с пальцем, торчащим из расстегнутой ширинки, с размазыванием слюней по сиденьям - в сериале зашкаливает и совершенно заслоняет собой скетчи потоньше.

Соответственно и публика подтягивается - этим гэгам под стать. Вот типичный отзыв восторженного поклонника мистера Бина (с сохранением орфографии автора): «Сразу видно персонаж девственный! Еще когда он в библиотеке книгу читал это уржаться можно! Чем-то ее заляпал, подменил отвернувшимуся мужику, потом сдавать настало время, он вернулся чтобы свою закладку забрать! О дебил грандиозный просто! Еще когда он в церкве жевачку незнал куда засунуть, дремал, изображая вид что молится. А в прачечной вообще умора! Когда штаны менял, женскую юбку одел! Отжигает Бин реально!»

А вот еще фанат (с той же грамотностью): «Пусть кто хочет, говорит что у мистера Бина сортирный и предсказуемый юмор - а мне нравится! Самое главное - что ржачки много. В самом деле, такой придурок как мистер Бин просто не может оставить равнодушным».

Но есть и зрители, которые персонаж Аткинсона принимают в штыки: «Мистера Бина могут понимать и воспринимать только сами англичане - по причине генетической совместимости с плоскими шутками. Ужас какой-то! Хуже только шоу Бенни Хилла». И еще: «Мистер Бин порочит понятие «английский юмор», тот настоящий изысканный юмор, который можно наблюдать у Вудхауса и в сериале по его книге «Дживс и Вустер».

А некоторых мистер Бин вообще заставляет усомниться в существовании такого понятия, как английский юмор. «Что представляет собой английский юмор? Бенни Хилл, мистер Бин, Саша Барон Коэн и другие. Пошлость, грубость, чернуха, безысходность, физиология - все что угодно, но только не тонкий юмор. Так что самое время признаться, что нас всех обманули. Никогда в жизни английский юмор не был тонким, изящным, грациозным и похожим на то, что мы привыкли считать верхом остроумия».

Однако же факт остается фактом: мистер Бин пожинает лавры славы с 90-го года и останавливаться пока не собирается. Слишком прибыльный получился персонаж.

 

Человек-машина


Ремесло юмориста сродни ремеслу врача. Если врач, по стойкому убеждению публики, двадцать четыре часа в сутки мечтает всех лечить, то юморист -без перерыва всех смешить. Дальше все зависит от качества публики. Ценители Жванецкого, столкнувшись с сатириком в случайной обстановке, лишь навостряют уши в надежде поймать оброненный экспромт-афоризм. Фанаты мистера Бина, завидев Аткинсона на отдыхе, бесцеремонно окружают его кольцом, разевают рты и рассчитывают на продолжение балагана. Какой юмор, такие и поклонники.

Поэтому второе «я» мистера Бина никуда практически не выезжает. И даже старается не общаться с прессой, потому что журналисты, восторгающиеся мистером Бином, ждут того же, что и фанаты. Отрывок из интервью Роуэна Аткинсона канадскому радио наглядно это демонстрирует:

Ведущий (с хохотком): - Говорят, что был случай с вами и вашей женой в итальянском ресторане, которая очень похожа на одну из историй с мистером Бином. Это правда?
Аткинсон (растерянно): - Сцена в «Мистере Бине»?
Ведущий: - Нет, из вашей собственной жизни. Я читал... Думаю, что речь шла о случае со скатертью.
Аткинсон: - Ух-х-х... я разлил вино? или уронил на себя скатерть?
Ведущий: - Я думаю, стянули скатерть на свои штаны.
Аткинсон: - Э-э-э... я не помню такого случая.
Ведущий (ободрительно): - Но ведь они происходят в вашей жизни?
Аткинсон: - Я стараюсь не допускать такого. Скажу больше, я склонен к такого рода прецедентам не более чем любой другой человек. Проблема в том, что если ты известная личность, то все от тебя ждут чего-то особенного. Все уверены, что яив жизни веду себя, как мой герой мистер Бин. На самом деле мне неловко, если происходит что-то подобное. Я бы предпочел вести себя в повседневной жизни не напрягаясь.
После чего интервью почему-то сразу было свернуто.

Сегодня Аткинсону 56 лет, он живет уединенно в загородном доме близ Оксфорда - с женой Санетрой. Санетра была гримером на съемках «Черной гадюки», там они познакомились, а поженились в 1990 году, в год рождения мистера Бина. У них взрослые сын и дочь, Бенжамен и Лили. Это, пожалуй, все, что удалось разузнать даже самой желтой-разжелтой прессе. Потому что Аткинсон личную жизнь тщательно прячет, отшучиваясь: «Она у меня не столь богата, как у мистера Бина».

На счету его полно и других ролей (Аткинсон сыграл секретного агента Джонни Инглиша в пародии на бондиану, Человека-мухоловку в пародии на «Человека-паука», озвучивал мультики, в том числе и «Король-лев»). Однако миллионером он стал исключительно благодаря мистеру Бину. Это мистер Бин сделал так, что Аткинсон и по сей день числится богатейшим комиком Великобритании, что премьер-министры здороваются с ним за руку, а принц Чарльз прислал ему приглашение на свою вторую свадьбу.

Но на светские рауты Аткинсон выбирается с большим скрипом. Он - домосед и самым приятным занятием находит не пожинать плоды своей популярности, а возиться со своими машинами. Автомобилей у него много, все - гоночные, один другого дороже. Это мистер Бин трюхает себе потихоньку на стареньком «мини-купере». А Роуэн Аткинсон передвигается с сумасшедшей скоростью на новеньких суперкарах. Лихачество -единственная его слабость, которую он себе позволяет, даже невзирая на тяжелые аварии, в которые из-за этого регулярно попадает.

Так, в 1999 году Аткинсон стал обладателем уникального болида McLaren F1, который приобрел за 1 250 000 долларов. Машина могла разгоняться до 370 км/час - фантастический показатель для серийных авто. Впрочем, не таких уж и серийных - всего в мире было выпущено лишь 107 экземпляров этого суперкара. Но уже довольно скоро, гоняя на машине по графству Ланкашир, актер не справился с управлением, воткнулся в дерево и разбил автомобиль вдребезги. Сам Аткинсон отделался парой пустяковых царапин. Возможно, поэтому авария никак не повлияла на его любовь превышать скорость и нарушать правила.

В 2001 году он участвовал в гонках на спортивных машинах в Крофте, на границе Северного Йоркшира и Дарема, на своем Aston Martin V8 Zagato. Внезапно у автомобиля отказали тормоза, он сошел с трассы и врезался в ограждения. И опять - машина в хлам, а у Роуэна - легкие ссадины.

Он ухитрился также учинить аварию во дворе собственного поместья, когда врезался на Audi А8 в приехавший мусоровоз. И - при очередных гонках разбить новенький Aston Martin стоимостью 300 тысяч долларов.

Что ж, в ответ тут же был прикуплен эксклюзивный Morgan Aeromax, выпущенный тиражом всего в 100 штук и стоимостью в 230 тысяч долларов. Еще в его коллекцию машин входят также Lancia Delta Integrate (1986 г.), некогда легенда мировых раллийных трасс, Lotus Carlton, Ferrari 456 GT, Bentley Muslanne, Renault 5 GT Turbo, MG X-Power SV, Honda Civic Hybrid, три Mercedes-Benz, Subaru Sherpa.

В оправдание такой расточительности Аткинсон ссылается на то, что сам чинит и моет свои машины. Все ж таки он инженер! Не зря у него с удовольствием берет статьи для публикации на своих страницах уважаемый в Британии автомобильный журнал Саr.

Что у актера в творческих планах? А ничего. В нынешнем году на экран выходит продолжение пародии на бондиану «Агент Джонни Инглиш 2», где тупой, но обаятельный секретный агент (Роуэн Аткинсон) выводит на чистую воду агента М-17 (Джилиан Андерсон, «Секретные материалы») и спасает честь Букингемского дворца.

Тем не менее Аткинсон по-прежнему считает себя актером одной роли и явно обдумывает новые похождения мистера Бина. Иначе зачем ронять такие странные и даже пугающие фразы: «Где-то в задней комнате моего дома тихо гудит машина, которая печатает деньги. Эта машина называется «предприятие мистера Бина». Впрочем, машина уже переработала и меня самого...

 

загрузка...