Загрузка...
Home Увлечения Путешествия Крутящиеся дервиши
Крутящиеся дервишиКрутящиеся дервиши - последователи великого учителя Мевляны - танцуют, чтобы выйти в открытый космос и вернуться в состоянии полного согласия с собой и всем человечеством. В Турции я встретилась с девушкой-дервишем, которая объяснила, как влюбиться во время

ритуального кружения. Вы когда-нибудь любили? Если нет, тогда вы не поймете учение Мевляны, - говорит мне Дидем Эдман, первая женщина-дервиш в истории современной Турции. — Ведь если вы не знаете, что такое любовь к человеку, то не сможете полюбить Бога». Восемнадцать лет назад Дидем стала участвовать в ритуальном кружении (сема) наравне с мужчинами - до этого женщины кружились только среди своих, в специально отведенной женской части, и не могли делать это на публике. С Дидем мы встретились в «Обществе последователей Мевляны» в Стамбуле - оно единственное из существующих сейчас открыто для женщин. Там каждый четверг проходят встречи с основателем Общест ва и его духовным учителем Хасаном Деде. К семи часам вечера к двухэтажному дому в районе Силиврика-пы сходятся участники церемонии (семазены): менеджеры из соседнего банка, домохозяйки с детьми, иностранцы... Кто-то пришел посмотреть на завораживающее шоу, а кто-то здесь уже не первый раз и осваивает премудрости великого философа Руми, которого называют Мевляна (в переводе с арабского - «наш учитель»).
      Великий мистик Джелаледдин Руми жил восемьсот лет назад в городе Конья, который тогда был столицей государства Сельджукидов - сейчас это город в Турции, в семистах километрах от Стамбула. Там находится мавзолей Мевляны, его саркофаг и могилы жены, детей, внуков и учеников. Особенно людно в Конье в середине декабря (с 10 по 17), когда проходит фестиваль Мевляны. Кульминацией фестиваля является кружение дервишей, которое проходит 17 декабря, в день смерти великого философа -Шеб-и Арус. Заметьте, не рождения, потому что Мевляна считал именно смерть началом пути соединения с Богом: «Из всех видов человеческого скотства и подлости самое глупое — верить, что после этой жизни нет другой. Ведь в нас есть нечто постоянное».
Путем душевных исканий и лишений Мевляна открыл, что танец помогает приблизиться к Богу. Суть учения он Крутящиеся дервишиизложил в двух главных трудах своей жизни - «Мешне-ви» и «Диван-и-Кебир». Это тысячи и тысячи четверостиший на персидском языке, где он размышляет о жизни и смерти, любви, преодолении эго и поиске смысла. Революционной в его учении, которое выросло в рамках традиционного ислама, стала идея о единстве и терпимости, о приятии людей всех религий, рас и тем более полов. «Приди, приди, кем бы ты ни был. Приди, даже еспи ты огнепоклонник, неверный или язычник. Приди, даже если ты сотни раз грешил». Во время сема Руми входил в состояние глубокой медитации. Он говорил, что, танцуя, человек окружает Бога любовью и освобождает душу от тяжести бытия: «Танец - это вечное движение духа». Даже в Коране сказано, что сильнее всего любовь к Богу проявляется, когда молящийся совмещает молитву и движение. Руми был великим поэтом: «Сема - это птица влюбленных, потому что в ней есть мечта о встрече с любимым человеком и Богом». Сам Мевляна не устанавливал правил исполнения сема, он начинал кружиться на улице, во время философских бесед, в горе и радости. Только после его смерти сын философа Султан Велед канонизировал ритуал и основал орден мевлеви. Мевляна ничего не имел против кружащихся женщин, но после его смерти под давлением социальных норм и строгих мусульманских ограничений женщин исключили из общих сема.
     На Западе семазенов чаще называют крутящимися дервишами или суфиями. На самом деле словом «суфизм» сейчас называют все мистические (то есть те, которые проповедуют непосредственное общение с Богом) мусульманские учения. Дервиш — это тоже суфий. По статусу он скорее похож на монаха в христианстве, в персидском языке дервиш значит «аскет». Однако дервишам всегда можно было жениться, заводить детей, работать и ни в чем себе не отказывать. Семазен — это дервиш, который исполняет ритуальный танец сема.
      Для непосвященного сема - это хореографическое шоу. Человек двадцать в высоких войлочных шапках (сикке) и развевающихся юбках (танура) на небольшом круглом помосте умудряются кружиться с почти закрытыми глазами, не задевая друг друга. Каждое движение здесь не просто так: перед началом кружений семазены в черных накидках три раза ходят по кругу (это называется Девр-и-Велед): первый круг — Бог создал космос, второй — растения, третий — животных. После они скидывают черные плащи, что значит «мы люди, и Бог может проявиться в каждом из нас». Важная роль в церемонии отводится шейху, который сидит на красной овечьей шкуре. Он - воплощение Мевляны, шкура - его престол, а красный цвет - это цвет заката (Мевляна умер на закате). Круглая отполированная кожаными балетками (мэст) дервишей площадка — прообраз мироздания. Почему семазены именно кружатся, а не идут вприсядку, например? «Планеты вращаются вокруг Солнца, Земля крутится, кровь циркулирует по телу, частицы и атомы тоже не стоят на месте, - объясняет Дидем Эдман. - Если семазен остановится, наступит крах космосу». Перед тем как начать кружиться, семазены складывают руки крест-накрест - это означает единство Бога. Расправленная правая рука обращена вверх — к Богу, левая — вниз, то есть к людям и всему что движется. А для себя дервиш ничего не оставляет - всего себя он отдает другим.
Борьба с собственным эго — это краеугольный камень философии мевлеви. Даже шапка сикке- это символ надгробного камня своего эго (на могилах дервишей в Конье стоят каменные шапки — как у христиан кресты). По Мевляне, нужно контролировать три вещи, чтобы эго сошло на нет: руки (чтобы не брать то, что плохо лежит), язык (чтобы не болтать попусту) и сексуальные порывы (не спать с кем попало). Традиционно семазены носили бегше танура (белый - цвет пророка Мухаммеда), но современный реформатор ордена мевлеви Хасан Деде одел семазенов по-разному — в цвета роз, которые растут в саду Мевляны в Конье: красные, зеленые, желтые, белые, розовые.
«Если во время кружения подумать о чем-то, кроме любви, то сразу теряешь равновесие», - говорит Дидем. Танцуя, семазены наклоняют головы в сторону — говорят, так они придавливают сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови, что помогает входить в транс. Я просто смотрена на получасовой танец дервишей, и мне казалось, что я впадаю если не в транс, то в приятный ступор. Мне хотелось закрыть глаза и раствориться в звуках барабанов и нэев (вид флейты). Но «на пустую голову», как говорится, кружиться не получится — нужна долгая подготовка, в том числе теоретическая. «Кружение — это лишь следствие долгой работы над собой. Оно идет от головы, от чувств», — объясняет мне Дидем (которая стала дервишем так же, как многие из нас, девушек, стали вегетарианцами, антиглобалистами, игроками в покер). - Впервые я пришла на сема, чтобы пофотографировать для курсовой работ ы в Институте искусств. Я шла туда исключительно за красивой картинкой. Шапки, юбки веером... Но там я почувствовала такую легкость — я влюбилась! Кстати, там я познакомилась со своим будущим мужем Метэ, но это было позже... Я стала ходить на собрания мевлеви, которые организовал Хасан Деде. Я рассказывала ему о своих снах, мечтах, о проблемах с родственниками. Такое прия тное времяпрепровождение со смыслом». Сначала Дидем играла в оркестре (мутрипхане), а потом ее «закружило». «Ч то мне дала сема? Я стала не такой сумасшедшей!» - смеется Дидем, которая, видно, никогда не была скромницей, а в молодости веселилась от души. Сейчас она работает по специальности — графическим дизайнером - и преподает сема.
     Кружиться можно даже детям, но Дидем не советует: «До десяти лет им все-таки сложно сконцентрироваться, они больше любят роботов и Барби, чем все живое». Я попросила Дидем «покружить» меня - думала, получится, мы все в детстве ходили на бальные танцы. Я отталкивалась правой ногой, разводила руки в стороны, как в «Во поле березка стояла...», зажимала сонную артерию - но даже юбка-солнце, которую мне одолжили, не помогла. За полчаса я докружилась до седьмого пота, на животе, кажется, даже проступили кубики (в Турции их остроумно называют «пахлава»), но ни транса, ни торжества духа я не почувствовала. Для этого нужен мощный духовный тренинг... В тот вечер я познакомилась с 35-летней американкой Каролин, которая уже восемь лет живет в Стамбуле с мужем-турком. Три года назад она узнала об учении Руми и теперь часто бывает здесь, чтобы обсудить дела житейские и духовные. «Я не могу кружиться на людях - чувствую, что я какой-то фальшивый дервиш, — признается Каролин. - Для меня это медитация, которая должна проходить наедине с собой».
     В Турции в любом туристическом городе есть шоу «Крутящиеся дервиши» — не думайте, что это актеры. Все они на самом деле имеют отношение к мевлеви, просто за восемьсот лет, что существует орден, в нем появилось много разных ответвлений. Мевляну не смущала публичность, его танец-транс - это проповедь того, чтобы люди всех стран, рас и религий любили друг друга.

 

 

Крутящиеся дервиши